Комитета Совета Федерации по социальной политике, 05. 05. 2005, №80, Стр. 23 14 пять метров для павших. 16 Парламентская газета, Денисов Иван, 05. 05. 2005, №80, Стр. 9 16 закон

Вид материалаЗакон

Содержание


МАЯК, Новости, 04.05.2005, 19:00:00
МАЯК, Новости, 04.05.2005, 20:00:00
МАЯК, Новости, 04.05.2005, 21:00:00
РАДИО РОССИИ, Этот день: события и мнения., 04.05.2005, 16:00:00
РАДИО РОССИИ, Этот день: события и мнения., 04.05.2005, 20:00:00
ЭХО МОСКВЫ, Интервью, 04.05.2005, 12:12:00
ЭХО МОСКВЫ, Эхо, 04.05.2005, 13:00:00
Подобный материал:
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Радио

^

МАЯК, Новости, 04.05.2005, 19:00:00


ВЕДУЩИЙ: Россия должна сделать все возможное для немедленного возвращения Евгения Адамова на родину. Об этом заявил глава думского комитета по энергетике Валерий Язев. По его словам, бывший глава Минатома носитель высших государственных секретов, включая и информацию по ядерному оружию. Язев добавил, что считает все обвинения к Адамову со стороны американской прокуратуры надуманными. Посольство России в Швейцарии направило ноту швейцарским властям в связи с задержанием в этой стране экс-главы Минатома России Евгения Адамова. В документе дипломаты просят предоставить им возможность встретится с задержанным и оказать ему консульскую поддержку. Сегодня стало известно, что 65-летний Адамов задержан в Швейцарии 2 мая и будет экстрагирован в Соединенные штаты. Американские власти обвиняют россиянина в хищении 9 миллионов долларов, выделенных Вашингтоном России для утилизации ядерных отходов.

^

МАЯК, Новости, 04.05.2005, 20:00:00


ВЕДУЩИЙ: Российское посольство в Швейцарии ожидает уже сегодня получить от швейцарских властей ответ на просьбу о встрече с бывшим главой Минатома. Сегодня около полудня в МИД Швейцарии была направлена нота, в которой речь идет о необходимости оказания Адамову консульской помощи, как гражданину России. Сегодня стало известно, что 65-летний Адамов задержан в Швейцарии 2 мая и будет экстрагирован в Соединенные штаты. Американские власти обвиняют россиянина в хищении 9 миллионов долларов, выделенных Вашингтоном России для утилизации ядерных отходов. Россия должна сделать все возможное для немедленного возвращения Евгения Адамова на родину. Об этом заявил глава думского комитета по энергетике Валерий Язев. По его словам, бывший глава Минатома носитель высших государственных секретов, включая и информацию по ядерному оружию. И как только что стало известно, бывший министр Атомной энергетики Евгений Адамов, задержанный в Швейцарии, отказался от процедуры упрощенной экстрадиции в США. Об этом сообщил агентству РИА "Новости" представитель Федерального управления Юстиции Швейцарии Фолько Галли. Теперь Швейцария намерена обратиться к Соединенным штатам за формальным запросом на экстрадицию Адамова. Обычно это процедура занимает 40 дней, однако этот срок может быть продлен и до 60 дней.

^

МАЯК, Новости, 04.05.2005, 21:00:00


ВЕДУЩИЙ: Главная сенсация сегодняшнего дня - швейцарские власти обвинили об аресте еще 2 мая бывшего министра по Атомной энергетике Евгения Адамова. Это сделано по просьбе США. Американцы собираются требовать выдачи экс-министра. Его подозревают в причастности к хищению толи 9, толи 10 миллионов долларов из американских средств, предназначенных для усиления безопасности российских атомных объектов. Сегодня вечером Адамов отказался от процедуры упрощенной высылки в США. Иными словами, сам по доброй воле ехать в Штаты он не хочет. Теперь Швейцария намерена обратиться к американским властям за формальным запросом на экстрадицию. В Москве же говорят, что Адамову предъявлены претензии в связи с его коммерческой деятельностью в начале 90-х годов, причем до того, как он был назначен на пост министра. Подробности в материале Николая Осипова.

КОРР.: Американские власти предъявляют более чем серьезные претензии к бывшему главе Минатома Евгению Адамову: кража 9 миллионов долларов у Министерства энергетики США. Деньги выделялись для российских атомщиков на улучшение систем ядерной безопасности. Но 65-летний Адамов, по сведениям американских властей, перевел это богатство на банковские счета в штатах Делавэр и Пенсильвания. Там у него, насколько известно, были довольно прочные коммерческие связи. В понедельник, 2 мая, Адамов выехал в швейцарский Берн, чтобы решить вопрос с замороженными банковскими счетами его дочери, и там же был арестован. В российском консульстве в Швейцарии заявили, что готовы оказать необходимую помощь задержанному, сообщил пресс-атташе Игорь Петров.

Игорь ПЕТРОВ: В посольстве России в Швейцарии получена информация, которая подтверждает факт задержания Евгения Адамова швейцарскими властями. В настоящее время обратились к этим властям с официальной просьбой о предоставлении нам возможности оказать ему консульскую помощь. Мы получили подтверждение, что наша просьба получена. И мы ожидаем ответ о том, когда мы сможем по линии посольства встретиться с арестованным и уже прояснить дальнейшие наши действия.

КОРР.: Обвинения предъявлены по месту работы Адамова в Питтсбурге, где он является совладельцем консалтинговой фирмы. И теперь у бывшего атомного министра, похоже, более серьезные проблемы, чем в его бытность чиновником. Тогда Адамов стал объектом целого парламентского расследования. Главное, что взволновало депутатов, это откуда у министра 3 миллиона долларов на счетах и почему он совмещает пост чиновника с коммерческими делами. Адамов к тому времени уже давно вел активный бизнес в Америке. Свое богатство министр не оспаривал. А вот совмещение бизнеса и госуправления доказать так и не удалось, хотя некий осадок остался. Противники "атомного барона", как его тогда называли, много еще говорили о туманных урановых контрактах на миллиарды долларов, а сотрудничество чиновника с американскими консалтинговыми компаниями позволило даже заподозрить его в шпионаже. В Минатоме тем временем полагают, что обвинение никак не связано с деятельностью Адамова на посту министра. До своего восхождения на этот пост он руководил одним из научных институтов, который заключил ряд сомнительных контрактов. Поговаривали об отступных, которые получили те, кто инициировал эти контракты. Но Генпрокуратура тогда сколько ни искала, так ничего и не нашла против Евгения Адамова. Потом он ушел в отставку, и все забылось. Сейчас не исключено, что в рамках расследования всплывут и другие неприятные факты из биографии министра. Есть сведения, что компания, совладельцем которой он является, сотрудничала с некоей фирмой, которая скупала обогащенный уран, извлеченный из списанных российских боеголовок, и продавала его американским АЭС. Но эту информацию власти пока не комментируют. Сам Адамов сейчас находится в бернской тюрьме и ожидает экстрадиции в Соединенные Штаты.

ВЕДУЩИЙ: Если верить прессе в Минатоме Евгения Адамова называли "Сталиным с Ордынки" за его привычку проводить совещания в вечернее время. Как уже было сказано, в этом ведомстве не связывают арест Адамова с его деятельностью на посту министра. Вступился за бывшего чиновника и глава думского комитета по энергетике Валерий Язев. Он полагает, что Адамова нужно срочно вернуть на родину, поскольку тот слишком много знает

Валерий ЯЗЕВ: Адамов является носителем высших секретов, это абсолютно очевидные вещи, нужно сделать все для того, чтобы вернуть его в Россию. Тем более, насколько я знаю, и с этим Дума уже разбиралась еще где-то в 2000 году, по-моему, было. Даже Генеральный прокурор Росси приходил в Думу и в ответ на запросы депутатов формулировал позицию о том, что считает абсолютно невиновным с тех обвинениях, которые предъявляются Адамову в части хищений каких-то, злоупотреблений служебным положением. Я считаю, что эти обвинения надуманы. И, в общем-то, американцы всегда не любили Адамова, недовольны его деятельностью по отстаиванию интересов России в иранских атомных программах. Мы стоим за то, что они имеют право на свое развитие атомной промышленности и энергетики. Под контролем МАГАТЕ мы готовы поставлять свежее топливо на Бушеру, мы готовы брать облученное ядерное топливо на хранение и переработку в России, и наше законодательство разрешает. И мы предложили такой механизм, который сделал бы отношения и Российско-иранские, и Американо-иранские абсолютно прозрачными. Я считаю, что элемент заказов вполне может быть.

ВЕДУЩИЙ: Между тем иностранные адвокаты Адамова намерены обжаловать решение о его аресте. Об этом РИА сообщил российский адвокат бывшего министра Тимофей Гриднев. Он сказал, что этот вопрос находится в ведении швейцарских защитников, которые сейчас обсуждают свои дальнейшие действия.

^

РАДИО РОССИИ, Этот день: события и мнения., 04.05.2005, 16:00:00


ВЕДУЩИЙ: Задержание в Швейцарии и возможная выдача в США бывшего главы министерства по атомной энергии России независимо от предъявляемых обвинений вызывает вопрос: не нанесет ли это ущерб безопасности России? Ведь бывший глава Минатома чиновник, имевший допуск к очень важной информации, утечка которой крайне нежелательна в любой стране. За комментарием мы обратились к первому зампреду Комитета Государственной Думы по безопасности Михаилу Гришанкову.

МИХАИЛ ГРИШАНКОВ: Ну, во-первых, Адамов уже не является чиновником того уровня, о котором Вы говорите. Его задержание, я думаю, это большая неожиданность для очень многих политиков. Его арест я связываю в большей степени с рядом политических вопросов, которые разыгрывает руководство Соединенных Штатов Америки. У меня как у профессионала, как у председателя комиссии по противодействию коррупции, конечно, вызывала огромная, много вопросов вызывала регистрация ряда фирм как в России, так и за рубежом с участием Адамова. Поэтому, конечно, такие ситуации могут всплывать, когда чиновник, будучи министром, регистрировал на себя фирмы. То есть с этим надо разбираться. Я считаю, что разбираться надо объективно, вот. Но сам по себе именно этот арест я связываю, прежде всего, с политикой Соединенных Штатов Америки. То есть это одна из карт, которую они разыгрывают в настоящий момент. Тем более, это связано с последними обсуждениями в Организации Объединенных Наций проблемы нераспространения ядерного оружия и нераспространения ядерных технологий. Поэтому именно в связи с этим я считаю, что Соединенные Штаты Америки разыгрывают политическую карту. Но то, что, если факты, допустим, исчезновения какой-либо суммы, направленной на обеспечение безопасности атомных электростанций, имеют место, то, конечно, я считаю, что с этим надо разбираться.

ВЕДУЩИЙ: Таково мнение первого заместителя председателя комитета Государственной Думы по безопасности Михаила Гришанкова. Он говорил об аресте в Берне в Швейцарии бывшего министра по атомной энергии России Евгения Адамова. Адамова задержали в Швейцарии двое суток назад. Стало известно об этом только сегодня из американских источников. Сообщается, что он арестован по требованию Минюста США по обвинению в отмывании денег. Адвокаты Евгения Адамова и сам он все обвинения считают необоснованными.

^

РАДИО РОССИИ, Этот день: события и мнения., 04.05.2005, 20:00:00


ВЕДУЩИЙ: Посольство России в Швейцарии направило швейцарским властям официальный запрос, чтобы получить в ближайшее время возможность встретиться с бывшим министром атомной энергии России Евгением Адамовым, который был арестован и находится в тюрьме в Берне. По телефону передала Екатерина Андрианова.

КОРР.: Как сообщил пресс-атташе посольства России Игорь Петров, российские дипломаты пока не получили положительного ответа на свой запрос. "Мы хотим на данном этапе убедиться, что у него есть беспрепятственная возможность с нами общаться и наконец услышать его собственную версию того, что произошло", - сказал Петров. Бывший глава Минатома Адамов был задержан в Берне в понедельник по запросу Министерства юстиции США. Ордер на арест Адамова выдал окружной суд американского штата Пенсильвания. В настоящее время экс-министра ожидает экстрадиция в США, где ему могут быть предъявлены обвинения в мошенничестве и отмывании денег. Американские власти обвиняют Адамова в присвоении до 9 миллионов долларов, которые якобы были выделены России Министерством энергетики США на улучшение системы ядерной безопасности. Адамов будет в скором времени выдан США, если сам согласится на процедуру упрощенной экстрадиции. В противном случае Швейцария обратится к США за формальным запросом на экстрадицию. Обычно эта процедура занимает 40 дней, однако этот срок может быть продлен до 60 дней. Первой об аресте Адамова сообщила в среду газета New York Times. По информации газеты, Адамов приехал в Берн, чтобы урегулировать финансовые проблемы своей дочери. Представитель российского посольства подтвердил, что дочь Адамова действительно уже давно проживает в швейцарском городе Цуг. Адамов возглавлял Минатом в 1998-2001 годах. Преемник Минатома Росатом утверждает в свою очередь, что претензии США к Адамову не связаны с его деятельностью на посту министра.

Корреспондент РИА "Новости" в Швейцарии Екатерина Андрианова специально для "Радио России".

ВЕДУЩИЙ: И вот только что, буквально пять минут назад, поступила следующая информация по данной ситуации. Задержанный в Берне бывший глава Минатома РФ Евгений Адамов не согласился на добровольную экстрадицию в США во время допроса, проведенного сегодня в Швейцарии. Об этом сообщил корреспонденту ИТАР ТАСС официальный представитель Федерального управления юстиции Фолько Галли. Он пояснил, что в результате отказа Евгения Адамова теперь в силу вступает процедура, в соответствии с которой американские власти должны в течение 40-60 дней направить Швейцарии официальный запрос об экстрадиции. Этот запрос будет рассмотрен Федеральным управлением юстиции. Оно уполномочено удовлетворить просьбу или отказать. В случае положительного ответа на просьбу Соединенных Штатов Адамов может опротестовать решение об экстрадиции в Федеральном суде. Постановление этого суда считается окончательным. Свои соображения по поводу случившегося парламентскому корреспонденту "Радио России" Александре Коросташевской сегодня высказал председатель думского комитета по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев. Вот что он сказал.

ВАЛЕРИЙ ЯЗЕВ: Адамов, будучи министром атомной промышленности и до этого директором (нрзб.) и научного (нрзб.) направления, является носителем высших секретов, включая информацию по ядерному оружию. Это абсолютно очевидная вещь. И нужно сделать все для того, чтобы вернуть его в Россию. Тем более, сколько я знаю, и с этим Дума уже разбиралась, если Вы помните, еще где-то в 2000 году, по-моему, было, даже Генеральный прокурор России приходил в Думу и в ответ на вопросы депутатов формулировал позицию о том, что считает абсолютно невиновным в тех обвинениях, которые предъявляются Адамову в части хищений каких-то, злоупотреблений служебным положением. Я считаю, что эти обвинения надуманы. И, в общем-то, американцы всегда не любили Адамова, недовольны его деятельностью по отстаиванию интересов России в иранских атомных программах. Мы, вот, недавно проводили парламентские слушания, посвященные законодательному обеспечению инновационного развития атомной энергетики, и он высказывал свои суждения по этой тематике, очень серьезные, глубокие, мы к ним прислушивались. Потому что к нему очень уважительное отношение в сообществе в атомном российском. Он государственник, он отстаивал интересы России во всех дискуссиях международных. Я, вот, его таким знаю. Я, конечно, надеюсь, что наше правительство примет активные меры, чтобы вернуть его в Россию.

ВЕДУЩИЙ: Валерий Язев, председатель думского комитета по энергетике, транспорту и связи.

^

ЭХО МОСКВЫ, Интервью, 04.05.2005, 12:12:00


Л.ГУЛЬКО: 12 часов и 12 с половиной минут. Еще раз добрый день. У микрофона Лев Гулько. Наш сегодняшний гость Геннадий Иванович Райков - член комитета Госдумы по безопасности. И тема, в общем, экономическая безопасность, да? Добрый день, Геннадий Иванович.

Г.РАЙКОВ: Добрый день.

Л.ГУЛЬКО: НДС по-российски или как стать миллионером за государственный счет. Заманчиво, надо вам сказать, звучит - как стать миллионером за государственный счет. Как? Как?

Г.РАЙКОВ: Тема, конечно, звучит. Я в свое время очень долго занимался НДС - ну, года три-четыре, когда НДС не возвращали предпринимателям. И они писали жалобы, ходили долго, и не всем возвращали НДС. Сегодня…

Л.ГУЛЬКО: Тем, которые занимались внешнеэкономической деятельностью?

Г.РАЙКОВ: Внешнеэкономической. Я уже не говорю о внутреннем НДС - внутренний вообще никогда не возвращали. Только вот год назад стали возвращать. Сегодня нет жалоб, что НДС не возвращают. Вот 2004 год, с 2003-го начала, 2004-ый год - всем до одного возвратили НДС. Ну, вот, как стали возвращать, значит, появляются некоторые, мягко говоря, недоразумения, а грубо говоря, воровство НДС из государственной казны.

Л.ГУЛЬКО: Как это происходит?

Г.РАЙКОВ: Президент вынужден был 11 февраля подписать такое скучное распоряжение об интегрировании информационных ресурсов между таможенной службой и налоговой службой. На сегодня, что проходит через таможню, знают налоговики, что проходит налоговиков - не знает таможня. А НДС возвращается все-таки внешний, когда штампы таможни стоят. У нас 4 категории товаров, которые идут. Первое - нефть, где украсть НДС очень тяжело, потому что котировки мировые известны, и допустим, если 48-50 долларов за баррель, 70 не поставишь.

Л.ГУЛЬКО: Ну, все прозрачно, конечно. В этом случае, конечно.

Г.РАЙКОВ: Все прозрачно. Вторая категория, где мы торгуем, мы торгуем действительно вооружением, где тоже известно, сколько стоит танк, сколько самолет.

Л.ГУЛЬКО: Это уже серьезные вещи, тут…

Г.РАЙКОВ: Да, серьезные вещи, где вообще-то украсть НДС тяжело. Есть третья категория - так называемые вторичные металлы и четвертая - это товары, которые пользуются спросом на международном рынке, идут через органы таможни и по которым возвращается НДС. Вот здесь отсутствует твердо установленные цены. Они просто отсутствуют. Поэтому цена, которая записана в таможенной декларации, ну, к примеру… есть грубые хищения НДС, а есть квалифицированные хищения НДС.

Л.ГУЛЬКО: (смеется). Хорошее такое подразделение - квалифицированные. Красиво.

Г.РАЙКОВ: Да, грубое хищение НДС, оно иногда задерживается, но довольно редко. Причем задерживается больше криминальной милицией. Кстати, не таможенниками и не налоговиками. Ну, к примеру, в прошлом году задержали поставку зубоврачебных буров по цене 22,5 тысячи долларов за тонну. Ну, оказались просто не буры, а гвозди.

Л.ГУЛЬКО: Это просто хорошо посмотрели, а если бы не посмотрели, то бы они пошли как буры.

Г.РАЙКОВ: Ну, наверное, удивились, что 100 тонн буров - это всей Европе можно было все зубы пробурить за этот период времени. За такое количество поставок. Вот считайте - 22 тысячи тонна и гвозди - гвозди стоят… ну, вот сколько они стоят тонна?

Л.ГУЛЬКО: Ну, столько, сколько они стоят.

Г.РАЙКОВ: Ну, от силы стоят 300-400 долларов. Вот вам прямое хищение НДС - то есть документы предъявлены. Пожалуйста, или можно привести другой пример задержанный. Когда задержали партию поставки морозоустойчивых алюминиевых рам - хорошо звучит, да?

Л.ГУЛЬКО: Хорошо.

Г.РАЙКОВ: Мы северная страна, значит, мы морозоустойчивые поставляем.

Л.ГУЛЬКО: Ну, как обычно.

Г.РАЙКОВ: Запад, наверное, поставляет южноустойчивые. Рамы-то везде одинаковые алюминиевые. По 25 тысяч долларов тонна. А в итоге оказался просто металлолом, который стоит 1400 долларов. В 18 раз превышение на оплатах обратного НДС. Я называю примеры грубого хищения, которые как единичные случаи сегодня останавливаются. Почему президент пошел на то, чтобы информационные ресурсы объединить - потому что у нас ведь сегодня как получается? У нас сегодня трехзвенное правительство. Примерно такой Змей Горыныч и трехголовый…

Л.ГУЛЬКО: Трехголовый. Так, так…

Г.РАЙКОВ: Но там такой Иван-молодец пытался эти головы отрубить. Другое дело - у него получилось в сказке. У нас сегодня эту гидру отрубить вообще даже и не знаю, кто бы смог. Поэтому когда три головы вместо одной, которая занимается… Ведь что за сложность допустим, на тот же вторичный алюминий установить котировку на таможне, которая, допустим, на Лондонской бирже? Она известная в мире котировка. Что выше котировки, извините, никто НДС возвращать не будет.

Л.ГУЛЬКО: А как во всем мире делается? Устанавливаются котировки?

Г.РАЙКОВ: Во всем мире устанавливаются, конечно, котировки на провозимые товары, потому что во всем мире больше развита биржевая сторона торговли, через биржи. У нас же, вообще-то, до биржевой торговли мы как таковые вот по третьей и четвертой категории, мы до них не дошли.

Л.ГУЛЬКО: Давайте я вас спрошу как законодателя, как законодательную власть. Там, где, как мне кажется, несовершенны законы, там и происходит то, о чем вы говорите. То есть вот человек слаб, надеяться на совесть не надо. Поэтому, ну, вот где чего плохо, там мы и будем. Ну, закон такой, что его можно так обойти, так…

Г.РАЙКОВ: Нет, ну, вы правы, у нас в России талантливые люди, особенно когда воровать в казне, столько ухищрений…

Л.ГУЛЬКО: Возможностей-то, понимаете, да?

Г.РАЙКОВ: Да мы ее всю жизнь, казну воруем, чего же здесь не потрудиться на этой ниве?

Л.ГУЛЬКО: Человек слаб… Вот как, так сказать, это все, должен быть какой-то закон, как вы говорите, установление таких определенных котировок. Или то, что подписал президент, а кто это будет все отслеживать, а как, кому это все поручить?

Г.РАЙКОВ: Ну, вот отслеживать должно правительство. Ну, правительство, допустим, в лице Фрадкова, мы скажем, но…

Л.ГУЛЬКО: Вот вы сказали - о трех головах…

Г.РАЙКОВ: А правительство это должно быть - Минфин, Налоговая и Таможня - подразделения, которые должны сконцентрировать свои усилия…

Л.ГУЛЬКО: Последовательно это все.

Г.РАЙКОВ: …и сделать один единый документ, который бы таможенник смотрел - котировка алюминия, допустим, 1400 долларов тонна. И если там 1800 или 2000 - НДС уже бумага пошла на 1400, сверхзагнутые цены, которые прописаны… Вот как там один подольский завод торговал алюминиевыми гайками. Латунными гайками, извиняюсь. Из Подольска - в Читу, из Читы - в Китай. Ходили одни бумаги. Одни бумаги ходили. Гайки-то никто, правда, не делал. А чиновники, которые сидели в Москве, проводили эти операции, получали НДС. Я приведу такую цифру - по данным экспертов, даже не по моим данным, по данным экспертов - мы начали заниматься этой проблемой, выстраивание цепочки: 2,5 миллиарда НДС возвращено в прошлом году в Москве, в городе Москве. Давайте Москву брать. Из них 600 сомнительных миллионов.

Л.ГУЛЬКО: Сомнительных - это прямо такой термин есть?

Г.РАЙКОВ: Ну, они сомнительные.

Л.ГУЛЬКО: А кто сомневается-то, прокуратура? Кто?

Г.РАЙКОВ: Пока эксперты. Потом все равно эксперты смотрят, все равно экономическое содружество не очень хочет, чтобы кто-то получал незаконные деньги. Все равно у нас прогресс к этому идет потихоньку, но очень потихоньку. Почему сейчас не занимаются этой проблемой, несмотря на то, что уже с января прошло время…

Л.ГУЛЬКО: Президент выпустил, да.

Г.РАЙКОВ: Казалось бы, Таможенный комитет установил котировки, Бог с ним, утвердил его в правительстве - а закон пока менять не надо. Хотя по закону менять его надо. Если мы занимаемся, мы будем его менять, чтобы закрыть эту лазейку. Но никто ведь ничего - за 4 месяца даже и не шевельнулся по этому вопросу. Надо ждать, чтобы опять президент взял какой-то орган управления свой и направил, чтобы они с этим разобрались.

Л.ГУЛЬКО: То есть, грубо говоря, стукнул по голове? Того, кого надо?

Г.РАЙКОВ: Вот я человек мягкий…

Л.ГУЛЬКО: А почему никто не шевельнулся-то? Вот объясните.

Г.РАЙКОВ: А потому что нет ответственного.

Л.ГУЛЬКО: Так, вот мы сейчас подходим ближе к делу.

Г.РАЙКОВ: Потому что если отвечают три или пять ведомств, три или пять федеральных агентств, то над ними вроде бы должно быть то лицо, которое сконцентрировало бы все эти вещи. Это лицо, ну, или по крайней мере, председатель правительства тогда, или зам его. А зам - один. Вы попробуйте бедного Александра Жукова направить на всю эту…

Л.ГУЛЬКО: Ну, он захлебнется просто во всем этом. Это понятно.

Г.РАЙКОВ: Он просто не разберется. Ему невозможно разобраться. Дума часто шумит на правительстве о том, что они задерживают отзывы. А отзывы подписывает один человек - Жуков. А законов 300. А ведомства между собой - одни согласны, другие не согласны. Вот эта неразбериха, она и порождает то, что в этой неразберихе можно получать незаконный НДС. И вот я даже, ну, тут даже анализировать… Экспорт поднялся в этом году где-то в 1,5 раза - хорошее явление. 1,55.

Л.ГУЛЬКО: Хорошее.

Г.РАЙКОВ: Хорошее. А возврат НДС - в 3,5 раза.

Л.ГУЛЬКО: То есть вот сопоставляете цифры…

Г.РАЙКОВ: Ну, как можно вернуть больше, чем поставили? Это же невозможно сделать, да?

Л.ГУЛЬКО: А вот, помните, раньше был такой термин - "пересортица"? То есть вот когда там свежие помидоры…

Г.РАЙКОВ: Ну, это любимое дело ОБХС было.

Л.ГУЛЬКО: Да, любимое дело было. Когда гнилые помидоры за свежие выдавали. Я так понимаю, что здесь тоже имеет место такое быть?

Г.РАЙКОВ: Ну, это та же самая пересортица, только как сказать в грубой форме, а она уже в более цивилизованной форме - когда проходят отштампованные документы. Ну, что не ввести, чтобы экспертиза на заводе, который производит продукцию - заставить там 3-4 человек, давать экспертное заключение по цене, и оно должно идти вроде со всеми этими документами. Тогда где-то на какой-то стадии цену с 1000 долларов на 20 тысяч долларов переделать довольно сложно.

Л.ГУЛЬКО: Ну, потому что есть заключение экспертное.

Г.РАЙКОВ: Но вы если возьмете любой проходящий товар 3-4 категории, 3-4 группы, там никакого экспертизного заключения нет. Там есть закорючка какого-то кладовщика, который отпустил товар. И эта закорючка становится тем, что возвращает потом Минфин оформленные по всему порядку, чистенькие документы, где Минфин выплачивает денежки - откуда? Из бюджета.

Л.ГУЛЬКО: Здесь, понимаете, в чем вопрос-то еще? Сидят люди, которые, в общем - опять же совесть в сторону у нас, да? - заинтересованы. Ну, даже если закорючку поставил какой-то там, как вы говорите, завсклад, он же… ну, будет сидеть эксперт на этом месте, и если эксперту скажут: "Мы тебе а-га…, а ты нам закорючку поставь". Вот тут отчего проблема.

Г.РАЙКОВ: Ну, это тема наша такая…

Л.ГУЛЬКО: Борьба с коррупцией.

Г.РАЙКОВ: Ну, примерно российская тема - борьба с коррупцией.

Л.ГУЛЬКО: То, о чем говорил президент в послании.

Г.РАЙКОВ: Хотя, извините, с ней никто не борется. Но вот борьба с коррупцией. Вот у нас было, наверное, - дураки, дороги - у нас упоминают в России традиционно.

Л.ГУЛЬКО: Это вечное.

Г.РАЙКОВ: Вечно. А коррупция у нас была вечная. Она всегда была вечная. Она и будет продолжаться.

Л.ГУЛЬКО: Конечно. Алексашка Меньшиков - можно вспомнить, да?

Г.РАЙКОВ: Ведь президент правильно в послании сказал, что коррупция больше имеет нравственный оттенок. Что люди потеряли чувство разума, нравственности и так далее.

Л.ГУЛЬКО: Ну, а как им вернуть, вернуть как?

Г.РАЙКОВ: Вернуть как это чувство разума? Значит, менять этих людей надо. Готовить других - молодых, способных ребят, платить им хорошие деньги.

Л.ГУЛЬКО: А есть ведь между прочим такие ребята.

Г.РАЙКОВ: Ну, я скажу, что мы плохо иногда отзываемся о своей молодежи, и это плохо делаем, потому что основная все-таки масса - это грамотные люди, которые вот… ну, вот вы подумайте, в такую цифру вдумайтесь - что сегодня обучается в вузах студентов больше, чем в СССР. Это же не смешно. Больше, чем во всей СССР, которая была, обучается в одной России студентов. А посмотрите, начинают уже говорить - вроде перепроизводство, вроде зачем их учить, вроде он пусть идет…

Л.ГУЛЬКО: …давайте всех их в армию отправим…

Г.РАЙКОВ: …на тракторе работает. С трактора в армию его легче забрать, а грамотного тяжело забирать. Уже такая тенденция идет, вместо того, чтобы тенденция была подготовки грамотных экономических кадров, которые бы вот сели на замену вот этих чиновников.

Л.ГУЛЬКО: А как сядешь, когда он сидит на этом месте вечно? Вот как?

Г.РАЙКОВ: Ну, к сожалению, мы патриархальная Россия, и никуда нам, наверное, от этого сегодня еще не деться - у нас как сел наместник, то кругом все его родственники сели. И когда ведется такая кадровая политика. Но знаете, что я вам скажу, что если мы уже начали заниматься этой проблемой - проблемой незаконного хищения НДС, то это уже хорошо. Если мы начали заниматься, то мы понимаем схемы, мы видим схемы. Можно называть целые - извините за такое вульгарное выражение - бригады, которые сегодня работают на НДС, с фамилиями, именами и отчествами. Если мы уже знаем эти бригады, то, наверное, мы предпримем какие-то меры для того, чтобы предотвратить степень увода денег из государственного бюджета.

Л.ГУЛЬКО: Но у нас есть сильная финансовая разведка, надо сказать, да? Комитет по финансовому мониторингу.

Г.РАЙКОВ: Это тоже один из органов, который сидит в этой системе. Если бы у него не было директивной функции - ареста счетов, блокирования их, то, другое… Но у них таких директивных функций нет.

Л.ГУЛЬКО: То есть не хватает должностной инструкции?

Г.РАЙКОВ: Они же…

Л.ГУЛЬКО: Не хватает чего?

Г.РАЙКОВ: Вот разведка, она установила, а так как сумма у нас стоит 20 тысяч долларов - 600 тысяч рублей примерно там по тарификации, а машина стоит 50 тысяч долларов, к примеру, то все кто, к примеру, купил машину за 50 тысяч долларов, должны встать на учет в финансовую разведку. А как они купили?

Л.ГУЛЬКО: Или я, например, мелкий предприниматель, у меня какое-то там небольшое дело - я же тоже, наверное, должен встать, если у меня там суммы какие-то…

Г.РАЙКОВ: Ну, я вам очень быстро отвечу, за счет чего я купил.

Л.ГУЛЬКО: Ответьте.

Г.РАЙКОВ: Друг занял и так далее. То есть у нас ухода от этого…

Л.ГУЛЬКО: Наследство получил.

Г.РАЙКОВ: Да даже наследство получил - там надо какой-то налог платить.

Л.ГУЛЬКО: Пока, между прочим.

Г.РАЙКОВ: Пока президент сказал, что налог с наследства снять. Когда вот его снимем, тогда будет все больше и больше по наследству передаваться. А так, вот есть у вас 10 друзей, они вам заняли по 5 тысяч - вы купили машину. Ну, и будете им отдавать 3-4 года. Вот вы написали объяснительную по этому вопросу. Потому что тут даже не в этом, тут надо все-таки смотреть крупные суммы прохождения. Вот здесь закон мы будем менять, чтобы сумму 20 тысяч долларов поставить на ту котировку цен, которая сегодня есть. Если, допустим, квартиру за 50 тысяч долларов в Москве можно купить…

Л.ГУЛЬКО: Ну, так. Однокомнатную…

Г.РАЙКОВ: Можно - однокомнатную, где-нибудь…

Л.ГУЛЬКО: Где-нибудь, да. Вот-вот.

Г.РАЙКОВ: В Бутово там и еще где-нибудь, развалилась. Но люди же покупают квартиры?

Л.ГУЛЬКО: Да.

Г.РАЙКОВ: Покупают квартиры.

Л.ГУЛЬКО: Ну, берут ипотеки там, еще что-то…

Г.РАЙКОВ: Берут условные кредиты, которые тут же отдают за 5 минут. Но бумажку они берут, что они взяли кредит.

Л.ГУЛЬКО: Значит, Геннадий Иванович…

Г.РАЙКОВ: Поэтому тут надо просто-напросто вот этот пороговый барьер убирать. Правильно сказал президент в послании - давайте как-то типа финансовой амнистии проведем. Есть у человека деньги - положи в банк, и мы тебя за это сегодня трогать не будем. Не будешь дальше платить налоги, тогда будешь отвечать.

Л.ГУЛЬКО: Давайте мы с вами так как-то подведем небольшой итог. У нас осталось буквально 1,5 минутки. Значит, первое - самое главное, что нужно делать? Каждому на своем месте отвечать за свою работу?

Г.РАЙКОВ: Совершенно верно.

Л.ГУЛЬКО: Вот когда будет ответственность эта, да?

Г.РАЙКОВ: Надо чтобы змей был не о трех головах, а все-таки был один, и который бы руководил этой системой…

Л.ГУЛЬКО: Желательно с мозгами.

Г.РАЙКОВ: Желательно с мозгами. Ну, с мозгами, кстати, у нас достаточно.

Л.ГУЛЬКО: Да, согласен.

Г.РАЙКОВ: Если идет хищение НДС, то это не без мозгов люди.

Л.ГУЛЬКО: В мирных целях бы их использовать - эти мозги.

Г.РАЙКОВ: Это первое. Второе - надо все-таки вводить по товарам биржевые котировки. Пока биржевые котировки не будут введены, цены в таможенных декларациях могут быть любые. Но должны быть те, которые по биржевой котировки выплачивается НДС. Выше биржевой котировки - извините, выплачивать государство не будет. Тогда это уже самый такой сильный шлагбаум, который закроет всю эту речку, которая сегодня из маленького потока стала большим, и которая уже довольно приличные суммы составляет, а мы же хотим увеличить бюджет.

Л.ГУЛЬКО: Хотим. Желательно.

Г.РАЙКОВ: Чтобы платить, увеличить зарплату учителям в 1,5 раза, врачам…

Л.ГУЛЬКО: Бюджетникам.

Г.РАЙКОВ: А за счет чего? За счет посещения подобных вещей, чтобы деньги шли в бюджет.

Л.ГУЛЬКО: Геннадий Иванович, у нас с вами осталось 30 секунд. Мы с вами в студии сидим в преддверие праздников. Я поздравляю вас с наступающей Великой Победой, честно говоря. У вас есть секунд 20, чтобы обратиться к нашим ветеранам.

Г.РАЙКОВ: Я тоже пользуюсь случаем, потому что "Эхо Москвы" многие ветераны слушают. Это действительно так. От души их поздравить с Днем Победы. Это великий день, который, наверное, касается каждого из нас. Ну, нет ни одной семьи, даже молодого человека, которому 20 лет, у которого в семье не воевали, не погибли или как-то по-другому сложилась его жизнь. Это люди, которые просто отвоевали свободу в Европе - не только в России. Поэтому я от души поздравляю их всех, дай Бог им здоровья, дай Бог, чтобы они еще не один юбилей справили.

Л.ГУЛЬКО: Геннадий Иванович Райков был нашим гостем - член комитета Госдумы по безопасности. С наступающими праздниками. Спасибо, до встречи.

^

ЭХО МОСКВЫ, Эхо, 04.05.2005, 13:00:00


ВЕДУЩИЙ: Российские военные базы не будут выведены из Грузии до конца 2007 года, на чем настаивают в Тбилиси. Это министр обороны России Сергей Иванов дал понять в интервью "Российской газете". С подробностями Евгения Тен.

КОРР.: Министр обороны Сергей Иванов утверждает, что только для подготовки вывода оставшихся российских баз из Грузии необходимы 4 года. "Надо построить военные городки, как минимум служебное жилье для офицеров, арсеналы, парки хранения техники, словом, всю инфраструктуру, - сказал министр. - Пока, по его словам, деньги в бюджете на эти цели не заложены вообще, и дополнительное финансирование может быть открыто не ранее 2006 года. Дополнительные средства нужны также на вывод техники с территории Грузии. Между тем, грузинская сторона настаивает на окончательном выводе российских войск до конца 2007 года. Премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели заявлял даже, что по оценке грузинских экспертов, базы можно вывести за шесть-восемь месяцев. Официально главы министерств иностранных дел двух стран Сергей Лавров и Саломе Зурабишвили договорились о поэтапном выводе российских военных баз. Лавров допускал, что этот процесс может начаться даже в этом году.

ВЕДУЩИЙ: Последние высказывания Сергея Иванова грузинская сторона пока никак не прокомментировала. В то же время, для официальных лиц в Тбилиси это одна из главных тем. Накануне Михаил Саакашвили выражал надежду, что вопрос вывода российских войск будет решен до 8 мая.

Михаил СААКАШВИЛИ: Мы не хотим скинуть русских в море, как это утверждают некоторые, но и не собираемся, чтобы 200-летнее пребывание российских войск превратилось в 300-летние, поэтому мы будем ттвердыми, принципиальными и должны достичь этого соглашения.

ВЕДУЩИЙ: Сергей Иванов вряд ли бы стал делать необоснованные заявления, - считает заместитель председателя думского Комитета по международным делам Леонид Слуцкий.

Леонид СЛУЦКИЙ: Выводить с поля мы больше никого не будем. Вывод войск - очень непростая ситуация, которая связана с социальным обустройством военнослужащих, членов их семей и мне кажется, что здесь делать какие-то поспешные или непросчитанные шаги, а в первую очередь непросчитанность может заключатся попросту в нехватке денег, было бы неверным. Во время моей встречи с нынешним вице-премьером, а до этого министром обороны Грузии Георгием Барамидзе обсуждались вопросы и по ним всегда находился общий знаменатель, что на территории и на инфраструктуре большей части баз рационально рассмотреть вопрос о создании совместных российско-грузинских антитеррористических центров.

ВЕДУЩИЙ: Главная ошибка в переговорах о военных базах с Грузией состоит в том, что российская сторона слишком мягко отстаивает свои позиции, в то время как и у нас к Грузии есть довольно вопросов. Так сказал нам член думского Комитета по безопасности Геннадий Гудков.

Геннадий ГУДКОВ: Я не слышал ни в одном комментарии, чтобы российская сторона поставила перед грузинской страной какие-либо политические требования. Ну, например, о не размещении войск НАТО на территории Грузии. Я так же не слышал о том, чтобы были поставлены какие-то вопросы, связанные с конфликтной ситуацией вокруг Абхазией и Южной Осетией. Совершенно очевидно, что есть там и российские интересы в лице подавляющего большинства населения, состоящего из граждан Российской Федерации. И мы обязаны, мы просто обязаны обеспечить их безопасность. Если страна не обеспечит безопасность своих граждан, то это не страна. Я думаю, что грузинская страна готовит к визиту президента Буша подарок. Наверное, она будет заявлять о том, что вопрос с российскими базами решен. Зачем такой подарок готовит российская сторона президенту Бушу, мне сказать очень сложно.

ВЕДУЩИЙ: По словам Гудкова, вывод баз очень сложен из чисто технической точки зрения.